Вокзалы: демонстрация достижений архитектуры! Видео!

Железнодорожный вокзал в архитектурном аспекте предлагал горожанину девятнадцатого века наиболее выразительные образцы архитектуры современности. Зачастую проектировщики вокзалов сталкивались с необходимостью находить решения совершенно новых для них задач – просчет перекрытий дебаркадера, учет специфических требований вентиляции и акустики. Неудивительно, что здания вокзалов являли собой квинтэссенцию передовых достижений проектирования и строительства, с коими могли соперничать лишь современные здания промышленного назначения и экспозиции выставок.

Вокзальный комплекс являл собой сочетание высокотехнологичного дебаркадера и здания непосредственно вокзала, отражающего актуальную архитектурную моду. В этом разрезе вокзал может быть представлен в качестве концентрированного слепка современного общества, в котором обострены все социальные интеракции. Соответственно вокзальная архитектура в некотором роде настолько информативна и динамична, что может вызвать ассоциации с дрозофилами, используемыми для генетических исследований. Вокзал может быть использован для изучения строения и разделения современного ему общества. Так в дореволюционных российских вокзалах четко прослеживается классовое деление пассажиров, целенаправленно воплощаемое проектировщиками. Помимо жесткого разграничения зон пользования публики первого и второго класса с зонами пребывания третьего класса, существовала также практика возведения императорских павильонов и обустройства императорских комнат.

Таким образом вокзал воплощал собой образ современности и мобильности. К числу архитектурных приемов, применяемых для подобного воплощения можно отнести, прежде всего, средства для выражения сущности вокзала как границы между городом и страной. Создание представления горожан об остальной территории государства, в частности, в ситуации с вокзалами столицы, реализуется посредством нескольких решений. Специфическим приемом является демонстрация в архитектурном убранстве тех доминант, которые его ожидают по прибытию в пункт назначения. В качестве примера могут быть использованы известная историческая башня вписанная Щусевым в ансамбль Казанского вокзала и панно с видами Русского Севера, украшающие Ярославский вокзал.

В архитектуре провинциальных вокзалов может прослеживаться мода на ориентальные сюжеты, как в случае с Тифлисским вокзалом в Баку, или обыгрывание локальной идентичности, как в проектах киевских вокзалов архитектора Щуко. Столичная же архитектурная мода непременно находит отражение в различных решениях архитектуры вокзалов. В эпоху Николая Первого архитектура Московского и Санкт-Петербургского вокзалов, соединенных железной дорогой, практически идентична.

При рассмотрении вокзала, выражающего собой формулу мобильности важно различать ее социальные оттенки.  Также следует разделять вынужденную мобильность и являющуюся частью статусного образа жизни. В отечественной железной дороге и по сей день присутствует наследие развлекательного подхода к железнодорожным путешествиям. Само слово «вокзал» происходит от развлекательных садов и изначально применялось для обозначения соответствующих заведений концертного и ресторанного назначения, как Павловский вокзал. Так в комплексе Витебского вокзала до сих пор сохранился концертный зал.

Если генеалогия железнодорожных сооружений восходит корнями к гужевому транспорту – паровозные депо имеют в своей структуре несколько стойл – то дальнейшее формирование понятия города в качестве точки пересечения путей следования находит прямое отражение в вокзальной архитектуре. Самым ярким примером может служить проект Курского вокзала, разработанный для Москвы архитектором Игорем Явейном в виде моста, соединяющего разные виды транспорта. Такой вокзал объединял сети городского и железнодорожного транспорта. Воплощенным проектом такого рода является Ладожский вокзал, спроектированный Никитой Явйеном, ставшим идейным продолжателем отцовских концепций. Структурно проект отражает представление о вокзале как о системе мобильности и о городе как о точке пересечения траекторий. Стилистически же проект вобрал в себя модные течения середины девятнадцатого века, рубежа столетий, а также тенденции двадцатого века.

Продолжение и видео на следующей странице

Top